Керамическая плитка – вид снаружи и изнутри. 2004 авторы Ковтун и Деревянко
(Именно так, глазами потребителя и того, кто работает с ней каждый день – менеджера ООО «Кредит-Керамика» В. Н. Ковтуна, мы хотим посмотреть на один из самых популярных отделочных материалов).

Одиннадцать тысячелетий назад жители Ближнего Востока начали облицовывать свои примитивные жилища смесью сырой глины, песка и мелких камней. Спустя две тысячи лет появляется гончарное производство. Но проходит еще несколько десятков веков, прежде, чем две эти технологии соединяются в одну, и облицовка стен и полов керамическими материалами превращается в повсеместно используемый способ отделки. Сегодня археологи находят керамическую плитку на руинах всех цивилизаций Древнего Мира – Вавилона, Египта, Греции, Рима. Несмотря на появление новых материалов в мире современном она любима не меньше.

Рост потребления керамической плитки отмечается на всех континентах
Каждое десятилетие ее производство удваивается: в 1986 году – 1136 млн. м2; в 1996 году – 2465 млн. м2; сегодня – более 4 млрд. м2. Абсолютное лидерство за Европой – на нее приходится 50% общемирового производства и 40% потребления. Тройка лидеров выглядит следующим образом – Италия, Испания, Турция. Вне «старого континента» крупными центрами производства керамической плитки являются Китай (статистика отводит ему то первое, то второе, сразу вслед за Италией, место в мире) и Бразилия (4-5 место в керамической табели о рангах). На Аппенинах выпуском плитки (почти 700 млн. м2 в год) занимаются 300 фабрик. На Пиренейском полуострове с начала 90-х годов керамическая индустрия переживает настоящий бум – 255 предприятий отгружают за год около 600 млн. м2 плитки. И а Италии, и в Испании больше половины произведенного отправляется на экспорт. Но в последние годы «старый континент» испытывает «перегрев» рынка – накапливаются товарные запасы, спрос не поспевает за предложением. И европейцам приходится обращать взоры на другие континенты (Северную Америку) и прежде малоосвоенные части своего (Россия, страны СНГ).
В Российской Федерации интерес к керамической плитке столь велик, что позволяет мирно сосуществовать двум казалось бы взаимоисключающим друг друга тенденциям – абсолютному и относительному росту импорта с одной стороны и стремительному увеличению собственного производства (сегодня почти 60 млн. м2) – с другой. Импорт керамической плитки, уверенно стремившийся вверх вплоть до 1998 года после кризиса почти сошел на нет. В 1999 году доля отечественной продукции достигла максимума – почти 80%. Но уже с 2000 года, пусть всего по несколько процентов в год, импортная керамическая плитка возвращает утерянные позиции. В ближайшей перспективе эксперты (данные Института исследования товародвижения и конъюнктуры оптового рынка «ИТКОР») ожидают ежегодного 10-процентного роста потребления. В 2005 году абсолютный объем импортных поставок достигнет 24 млн. м2.
География российского импорта керамической плитки достаточно широка – более пятидесяти стран. Доминирующее положение занимают Италия и Испания – вместе более 50% от общего объема поставок. Помимо них активными участниками российского рынка керамической плитки являются Беларусь, Китай, Турция, Польша, Чехия, Словакия.
Вячеслав, находясь «внутри процесса», Вы ощущаете описанные тенденции?
Спрос, действительно увеличивается – это факт. У нас сегодня очень много строиться, да и старые здания реконструируются и ремонтируются. Но я бы не рискнул утверждать, что увеличивается доля импорта. Абсолютный рост налицо, но относительный… Уж очень сильное давление оказывает на рынок отечественная продукция. Каждый год открываются по несколько фабрик. Может быть, импортеры просто стали честнее «растамаживать» ввозимую плитку, поэтому и цифры импорта пошли вверх.
А сопровождают ли керамическую плитку, изготовленную в разных странах какие-то штампы и если да, то насколько они отражают реальное положение дел?
Существуют, но на то они и штампы, чтобы консервировать реалии уже вчерашнего дня. Ну, например, есть такой штамп – «белорусская плитка» – якобы очень дешевая и качественная. В реальности все гораздо сложнее – и не такая уж дешевая, и к качеству есть вопросы. Другой штамп «итальянская плитка» – значит очень дорогая. Но на самом деле правильнее смотреть не на цену, а на соотношение «цена-качество».
А испанская плитка?
Отличия между испанской и итальянской плиткой в глаза не бросаются. Сходный дизайн, да и качество у них почти одинаковое. Даже специалист не всегда сразу определит, откуда родом та или иная коллекция. Разве что у испанцев ярких красок побольше, а итальянская плитка «спокойнее». А вот торгуют они по-разному. Итальянцы предпочитают работать на зарубежных рынках с хорошо зарекомендовавшими себя местными фирмами, кропотливо выстраивая дилерскую сеть. У испанцев подход проще, поэтому их продукцию порой реализуют случайные фирмы.
Есть и другие страны…
Хорошую качественную плитку сейчас делают в Германии. Бытует расхожее мнение, что, мол, у немцев проблемы с дизайном. На самом деле, на германские фирмы часто работают лучшие итальянские дизайнеры. Но у немцев при высоком качестве, в силу более высоких издержек, цена, как правило, выше чем у их конкурентов.
Китайская плитка раз в пять дешевле аналогичной немецкой. Но… Если год-два назад, когда она у нас только появилась, все ждали суппернизких цен, то сегодня стало очевидным что высокие транспортные издержки не позволяют китайской плитке в полной мере реализовать свое главное конкурентное преимущество. И ей приходится «бороться» с ни в чем не уступающей ей российской. Часть китайских производителей устремились в несвойственную для себя ценовую нишу дорогой плитки. Они установили на своих фабриках современное итальянское оборудование, используют качественные материалы. Но кроме машин и материалов нужны специалисты высокой квалификации. И на равных конкурировать с итальянцами пока не получается.

За что любят и где применяют керамическую плитку
Любят, конечно, за красоту. Но не только. Красивы и другие отделочные материалы, однако другим едва ли присущ столь же уникальный универсализм. Основанием для укладки плитки могут служить все существующие в строительстве поверхности: бетон, цементные стяжки, кирпичные стены, фанера, дерево, стекло, металл и т. д. Плитки надежно защитят их от переувлажнения, механических повреждений, воздействия огня и химических веществ. Они гигиеничны, не пропускают электрический ток, не изменяют своего цвета под действием солнечных лучей. Немаловажно и то, что при существующем уровне технологий искусственные керамические материалы дешевле «облицовки» из натурального камня, ни внешне, ни функционально ей не уступая.
По назначению плитки делят на используемые: для внутренней облицовки стен и для устройства полов – именно эти две категории в первую очередь интересуют частного потребителя. А есть еще не столь для него интересные, но от того не менее важные, фасадные рядовые и специального назначения – для наружной облицовки стен и термокислотоупорные – для защиты строительных сооружений и промышленного оборудования, подвергаемых воздействию агрессивных сред.

Технология
Основным сырьем для производства керамических материалов, и плитки в том числе, служит глина. Но одной ее недостаточно. Поскольку глина обладает спекаемостью – т. е. уплотняется с образованием камнеподобного материала, имеют место огневая (в среднем 2-8%) и воздушная (2-10%) усадки. Поэтому важная роль отводится добавкам, призванным регулировать свойства глиняной массы. С их помощью не только уменьшают усадку, но и понижают температуру обжига изделий, повышают эксплутационные свойства готовой плитки.
Формуют плитки прессованием из порошкообразной массы или экструдированнием из тестообразной. По сходной технологии изготавливаются фасонные детали.
Перед обжигом керамическая плитка проходит через сушильную камеру, где теряет остаток влаги. В процессе обжига при высоких (900 и более градусов Цельсия) температурах в смеси происходят химические реакции, приводящие к «выводу» лишней воды и уплотнению изделия.

Размеры и форма
Согласно отечественным стандартам, плитки, предназначенные для внутренней облицовки стен имеют квадратную (размер от 100х100 до 200х200 мм; толщина 5-8 мм) или прямоугольную (от 150х75 до 200х150 мм) форму. Такая же форма, но несколько иной ряд размеров, у фасадных плиток. Плитки для пола, помимо квадратных и прямоугольных с размерами от 48х48 до 300х300 и от 200х100 до 400х300 мм, могут быть пяти-, шести-, восьмиугольными или иной формы с собственными неофициальными названиями. Например, «провансальская», «мавританская» и т. д. У зарубежных производителей диапазон размеров несколько шире. (с длиной стороны до полуметра и выше). На размер плитки влияют потребительские пристрастия и технологические возможности производителя – чем плитка крупнее, тем сложнее добиться соблюдения допустимых отклонений. Производители стремятся изготавливать плитки с высоким уровнем параллельности сторон. Однако это не такая простая задача, поскольку при использовании традиционных больших муфельных роликовых печей разность температур краев изделия может достигать 10-15OС. Поэтому создание оборудования, способного уменьшить ее до 1-2 OС остается одной из важнейших задач машиностроителей.
Одна, две, три или все четыре грани плиток могут иметь завалы (т. е. закругления), величину радиуса которых определяет сам производитель. Стандартами предусмотрены и предельные отклонения размеров. У плитки предназначенной для внутренней отделки они строже – 0,8% по длине и ширине и 8-10% по толщине. Для фасадных плиток аналогичные показатели – 1-2% и 15%. Регламентированы отклонения от формы: кривизна лицевой поверхности и косоугольность.

О важности сохранения лица
Лицевая поверхность у плитки может быть самой разной – глазурованной или неглазурованной, гладкой или рельефной, одно- или многоцветной. В зависимости от исходного сырья, корпус неглазурованных плиток получается цветным (от желтого до темно-красного с множеством промежуточных тонов) или бесцветным. Различная окраска достигается добавлением красящих пигментов. Сырьем для получения глазурей являются каолин, полевошпатные и кварцевые материалы (регенерированные кварцевые пески), бура, поташ, сода, мраморная крошка, стеклобой и т. д. Введение в состав глазури оксидов металлов позволяет получить широкий цветовой спектр. Так, наличие от 0,5 до 3% оксида кобальта придаст плитке голубой цвет, а от 2 до 5% оксида меди – оттенки от салатного до темно-зеленого. Наряду с глазурованием, применяется метод плазменной обработки, дающий возможность всего за 2-3 сек. нанести на поверхность декоративно-защитное покрытие. Воздействие плазмы приводит к оплавлению поверхности с образованием аморфной структуры, что позволяет не только получать многоцветный декор высокого качества, но и уменьшать водопоглощение поверхности на 7-8%, одновременно повышая прочностные характеристики.
Стандарты достаточно строго регламентируют качество лицевой поверхности. Так у глазурованной плитки, предназначенной для облицовки внутренних стен у изделий первого сорта не допускается, а у второго ограничивается: наличие отбитостей, щербин, зазубрин, плешин, пятен, пузырей, прыщей (небольших плотных вздутий глазури), волнистости, углублений, слипышей (нарушений слоя глазури, вследствие слипания изделий в процессе обжига), следов от зачистных приспособлений. Cколы, нарушения декора и мушки (точки темного цвета, диметром до 2 мм – в противном случае это уже пятна) у первого сорта не должны быть видны с расстояния один, а у второго – два метра.
Раз уж речь зашла о внешности, уместен вопрос о моде. Применимо ли это понятие по отношению к керамической плитке?
Безусловно.
Если есть мода, – значит, есть ее законодатели?
В нашем бизнесе законодателями мод выступали и продолжают выступать итальянцы. Италия – центр керамической моды. С этим трудно спорить. В Италии «делается» дизайн даже для многих неитальянских фирм. А выставка Cersaie в Болонье – главный мировой форум производителей и продавцов керамической плитки. После каждого ее очередного проведения становятся понятными, тенденции этой самой моды на ближайшее время. Есть еще серьезные специализированые выставки в Испании и Германии, но все-таки с «Черсайе» им не сравниться.
И что заставляет эту моду меняться?
Мне кажется, что первичный посыл для промышленных дизайнеров дают изменения в моде на одежду. Той самой «от кутюр», что рождается в домах высокой моды. Показы их коллекций, как бы «узаконивают» новые тенденции – сочетания цветов, узоров, настроение. После чего все это находит применение в остальных приложениях дизайнерской мысли.
И что же в плиточной моде доминирует сегодня?
Эклектика. Смешение всех цветов и стилей, соседство глазурованной и неглазурованной плитки. Но не ушла еще в небытие и мода вчерашнего дня – «играющий» фактурой белый цвет.

Керамический гранит
Сегодня все большей популярностью пользуется т. н. керамический гранит. Его изготавливают из смеси глины, каолина, кварца и полевого шпата, Тщательно перемешанная масса прессуется под сверхвысоким давлением. Полученные плиты спекаются при температуре около 1300 OС.
E-mail: vnkovtun@mail.ru
  Керамический гранит
Сегодня все большей популярностью пользуется т. н. керамический гранит. Его изготавливают из смеси глины, каолина, кварца и полевого шпата, Тщательно перемешанная масса прессуется под сверхвысоким давлением. Полученные плиты спекаются при температуре около 1300 OС. Керамический гранит допускает разнообразную фактуру поверхности – от гладкой зеркальной до грубой рельефной. Он отличается высокой механической (относится к самому высокому классу – PEI V) и химической стойкостью, не боится воздействия отрицательных температур и ультрафиолета, обладает чрезвычайно низким водопоглощением. Преимущественно его используют для устройства напольных покрытий, подвергающихся интенсивным механическим нагрузкам. Важнейшим его достоинством является возможность разнообразных дизайнерских решений, ведь в отличие от натурального камня диапазон цветов и фактур фактически неограничен – можно воспроизвести редкие сорта гранита и мрамора, имитировать дерево, венецианскую штукатурку и т. д. Керамический гранит производится глазурованным и неглазурованным. Глазурованный применяется, в основном, для помещений с небольшой нагрузкой на полы, поскольку глазурь под воздействием абразивов может стираться. Керамический гранит легко поддается очистке. Структурированные под натуральный камень поверхности необходимо чистить чаще, чем плиты с матовой поверхностью.
Родоначальниками производства керамического гранита являются итальянские фабрики, но сегодня его производство налажено во многих странах.

Керамический гранит появился у нас сравнительно недавно примерно 10 лет назад. От «обычной» керамической плитки он отличается температурой обжига. Вновь открывающиеся у нас фабрики в первую очередь начинают заниматься керамическим гранитом. Это выгодно – большие объемы продаж, высокая, от 15 до 70 у. е./м2, стоимость. Поэтому в России сегодня преобладает отечественная продукция, и импорт растет не так уж заметно.
Керамический гранит не менее прочен, чем натуральный камень, зато он лишен присущих ему дефектов: абсолютно не радиоактивен, обладает стабильными свойствами, позволяет реализовывать любые дизайнерские решения

Что нужно, а чего можно не знать, выбирая плитку
Механические свойства керамической плитки, то есть ее способность противостоять различным нагрузкам, характеризуются пределом прочности и сопротивлением изгибу. Предел прочности во многом зависит от толщины плитки: чем толще плитка, тем она прочнее. Механические свойства поверхности плитки характеризуются ее сопротивляемостью истиранию и порезам – показатель особенно важный для напольных плиток. Химические характеристики плитки – это ее сопротивляемость воздействию агрессивных веществ.
Каким минимумом технических знаний, должен «вооружиться» покупатель, перед тем как отправиться за керамической плиткой?
На мой взгляд, никаким. Ничего – кроме адреса фирмы, где его ждет квалифицированный продавец и того, в какое помещение (ванная комната, прихожая, кухня и т. д.) и для какой поверхности (стены, пол, потолок) ему нужна плитка – знать не требуется. Вникать в какие-то технические тонкости нет смысла, потому, что все равно специалист в них разбирается лучше. А что называется «провести» покупателя у уважающей себя фирмы нет никакого резона. Я одинаково ответственно буду выбирать материал и для того, кто «подкован» в каких-то технических вопросах, и для того, кто не разбирается в них совсем. В моих интересах, чтобы покупатель еще раз пришел ко мне. Но не с жалобами или претензиями, а за новой плиткой. С архитектором или дизайнером о технических характеристиках разговор более подробный.
И на какие из них Вы обращаете внимание в первую очередь?
При выборе глазурованной напольной плитки я руководствуюсь содержащейся в европейских стандартах, шкалой изностойкости, состоящей из пяти классов. Для неглазурованной плитки – шкалой Мооса. Для фасадной плитки важна морозостойкость. Водопоглощение какой-то принципиальной роли с эксплуатационной точки зрения не имеет. Но его необходимо учитывать при выборе используемых при укладке адгезивов. Чем оно (водопоглощение) больше, тем крепче будет держать плитку самый простой цементный раствор. Эта и другая техническая информация обязательно содержится в каталогах любой солидной фирмы.
Но, наверное, помимо каталогов, приходится пользоваться стандартами?
Продавец конечно должен знать стандарты, причем не только отечественные ГОСТы, но и наиболее употребительные зарубежные нормы. Если говорить о плитке, это, прежде всего, общеевропейские и итальянские.
А чьи стандарты строже – наши или зарубежные?
У нас в ГОСТах отражены главным образом методы испытаний. У них нормативы прописаны более детально. Следует отметить, что итальянские нормы жестче, чем общеевропейские. Сейчас, буквально в этом или начале следующего года, Европа переходит на новые стандарты для керамической плитки. В частности будет учитываться такой прежде отсутствовавший показатель, как удельная эффективность естественных радионуклидов.
Сегодня возможности выбора как никогда широки. Определившись с помощью консультанта с техническими характеристиками дальнейший выбор будут определять цена и эстетические достоинства плитки.
Что можно сказать о ценах на керамическую плитку?
Традиционно выделяют несколько ценовых групп. Конечно же, такое деление достаточно условно. Группы эти пересекаются и плавно переходят одна в другую. Самая недорогая плитка – в розничной продаже 6-8 у. е. за квадратный метр – это отечественная продукция – наш «Нефрит-Керамика», воронежская (ЗАО «Воронежский керамический завод») и шахтинская (завод «Стройфарфор») плитка.
К средней группе я бы отнес продукцию от «Лира-Керамика», ПО Сокол (оба Московская обл.), «Велор» (Орловская обл.) – до 12-14 у. е./кв. м; (если присутствуют декоративные элементы, то несколько дороже). На этих фабриках установлено современное итальянское оборудование (у представителей предыдущей ценовой группы тоже итальянское, но иногда б. у.), строго отслеживается качество. Промежуточное положение между «средней» и «дорогой» группой занимает турецкая и китайская продукция.
Дорогая или лучше «плитка для среднего класса» стоит от 30 у. е. Как правило именно она используется при отделке элитного жилья и коттеджей, площадью от 300 кв. м и выше. В большинстве своем она произведена в Италии и Испании.
Когда цена квадратного метра «зашкаливает» за 50 у. е. можно говорить об элитной плитке. Ее изготавливают небольшие, специально ориентированные на состоятельного потребителя, фабрики. Чаще всего итальянские, реже – немецкие и испанские.
Сегодня налицо смещение спроса по ценовой шкале вверх. До кризиса 98 года, скажем прямо, люди денег особено не считали. После кризиса выбор стал более избирательным. А сегодня многие опять почувствовали вкус к дорогой плитке.
Подобрав, плитку исходя из назначения и собственных финансовых возможностей, остается только определиться с дизайном. Но это сделать труднее всего. Предлагаемый фирмами ассортимент насчитывает тысячи наименований.
О моде мы уже говорили, а можно несколько слов о вкусах?
О вкусах не спорят. Но они, конечно, очень отличаются у разных социальных и возрастных групп населения, да и по региональному признаку. Причем вкусы зависят не столько от состоятельности (она скорее определяет объемы приобретаемой плитки), а от целого набора, может быть, неизученных толком факторов. Например, усредненный вкус москвича и петербуржца весьма разниться. Сейчас уже меньше, а несколько лет назад это было очень заметно. Есть коллекции, которые в Москве просто «на ура» идут, а у нас их не продать годами. В Петербурге больше любят приглушенные тона, спокойное настроение. Для москвичей свойственна тяга к яркому, кричащему, в большем почете китч. Наверное, должный было уж совсем выветриться, купеческий московский дух дает себя знать.
Плитка куплена, теперь необходимо подобрать клей. Сегодня для укладки керамической плитки используют широкую гамму материалов. Традиционный способ облицовки на цементном растворе применяется все реже. Все большую популярность завоевывают сухие смеси. Их изготавливают на цементной, гипсовой или органической основе с различными химическими добавками. Выбор материала для укладки плитки зависит от: условий эксплуатации и ее назначения (влажное или сухое помещение; интерьер или наружная облицовка). Для облицовки фасада необходим более эластичный, морозо- и влагоустойчивый материал, а для внутренних стен требования к средству укладки не так строги. Для заделки швов используются специальные растворы (т. н. «затирки») нужного цвета.
Итак, как лучше выбрать клей?
Выбирать клей следует с учетом типа плитки, основания и назначения помещения. Многие производители оговаривают, какие клеи следует использовать для укладки их плитки. «Плиточные» фирмы, обычно, сами клеев не выпускают (все-таки керамическая плитка и клей – совершенно разные продукты и технологии), но под своей торговой маркой продают клеи сделанные другим производителем.
А как выглядит петербургский рынок клеев для керамической плитки?
Он очень «пестрый». Появившиеся в последние годы многочисленные отечественные производители сухих смесей часто в более-менее красивой упавковке продают песок с небольшим количеством цемента и минимумом химических добавок. Немногим лучше продукция некоторых фирм из стран Восточной Европы и стран ближнего зарубежья. Эти клеи рассчитаны на массового потребителя, стоят совсем недорого, но и ждать многого от них не приходится.
В среднюю ценовую группу входят «ветонит» и «сканмикс». Сюда я бы поместил и продукцию немецкой фирмы «Кнауф».
Наиболее качественные клеи, как и сама плитка, изготавливаются в Италии. Мне известно по меньшей мере два десятка очень достойных торговых марок. Но на нашем рынке представлены лишь несколько из них: Керакол (KeraKoll), Литокол (Litokoll), Мапей (Mapei), Индекс (Index).
Фирмы, занятые продажей плитки продают клей?
Да, большинство. Но все-таки клей находится на некоторой периферии их основных коммерческих интересов. Плитку выбирает дизайнер, клей – строитель. А строители, люди достаточно консервативные – один раз попробовали, и если никаких проблем не возникло от добра добра искать не будут. Хотя я всегда готов особенно в сложных случаях, подсказать, какой клей лучше использовать.

После того, как все куплено можно приниматься за работу. Но вопросы связанные с укладкой керамической плитки достойны отдельной статьи и мы предполагаем опубликовать ее в ближайших номерах.

Подверстка

Классы плитки взависимости от износоустойчивости
Согласно нормам EN 154, в зависимости от назначения помещений и интенсивности движения в них рекомендуется применять плитку соответствующих классов износоустойчивости:
· PEI I – для помещений с движением малой интенсивности, в которых используется мягкая обувь – ванные комнаты, спальни и т.п.
· PEI II – для помещений с движением малой интенсивности, в которых используется домашняя обувь – все помещения квартир и коттеджей за исключением кухонь, прихожих, лестниц и балконов.
· PEI III – для помещений с движением средней интенсивности – любые помещения в коттеджах и квартирах, включая кухни.
· PEI IV – для помещений со средней и высокой интенсивностью движения – лестницы и прихожие в жилых домах, балконы, лоджии, полы в офисах и гостиницах и т.п.
· PEI V – для участков с движением любой интенсивности – предприятий общественного питания и торговли, станций метро, вокзалов, парков и т. п.


Условные обозначения, применяемые для керамической плитки
Толщина плитки
Напольная плитка
Настенная плитка
Плитка может отличаться друг от друга оттенком
Сопротивляемость к истиранию
Сопротивляемость к химически активным веществам
Площадь плиток в одной коробке
Вес одной коробки в кг
Количество плиток в одной коробке

Hosted by uCoz